Участие в экспертных слушаниях о наследии Имама Шамиля

8 декабря 2022 года группа представителей Общества дружбы “Россия – Беларусь” (ОДРБ) приняла участие в проводимых в режиме видеоконференцсвязи экспертных слушаниях о наследии и исторической роли Имама Шамиля. В дискуссии участвовали потомки соратников и земляков Имама Шамиля, старейшины, государственные и общественные деятели Северного Кавказа, боевые командиры кавказского ополчения, военачальники, священнослужители, историки, деятели спорта, науки, культуры, бизнеса, главы диаспор. С докладами выступили Муфтий МРО в Республике Беларусь Абу-Бекир Шабанович, доктор исторических наук, профессор Абдулкадыр Омаров, доктор социологических наук, профессор Рустам Ибрагимов, президент Международного Фонда Шамиля Алиасхаб Хархачаев, председатель ДРОО «Уздени Дагестана» Керимхан Умаханов,  зам. председателя Координационного Совета НКО Дагестана Юкрудин Салимханов, глава осетинской диаспоры Ставрополья Тамерлан Ватаев, Заслуженный тренер России по вольной борьбе Савелий Бязров, Народный художник Дагестана и Народный художник Чеченской Республики Хизри Асадулаев, исламовед Максат Овезов и другие. Мероприятие прошло в рамках объявленного Международной Общественной Палатой Года укрепления сотрудничества со странами и регионами мусульманского мира. Участники сформировали общую позицию и приняли резолюцию (ниже).

РЕЗОЛЮЦИЯ

экспертных слушаний «Наследие Имама Шамиля – историческое достояние и память о герое становления многонационального государства» (8 декабря 2022 года)

На фоне роста международной напряженности в 2022 году, стали проявляться многократные спекуляции на именах национальных героев и выдающихся исторических деятелей, попытки бессовестно прикрыть ими пропаганду экстремизма, агрессии, межнациональной и межрелигиозной розни. Одно из этих светлых имен – имя Имама Шамиля.

Мы, уважаемые представители кавказской общественности и мусульманского духовенства, историки, деятели спорта, боевые командиры ополчения, эксперты, заявляем:

1. Имам Шамиль – великий государственный деятель, военачальник, мыслитель и духовный лидер, который воссоединил Северный Кавказ с Российской империей, обеспечил его народам одно из самых важных и уважаемых мест в семье народов России, внес бесценный вклад в укрепление взаимопонимания между мусульманами и православными, а также в поддержание государствообразующего статуса Ислама и защиту его традиционных ценностей. Это один из высоко чтимых героев и основоположников современного многонационального Российского государства, которому вечно признательны поколения потомков и которого глубоко уважали как соратники, так и противники.

2. Имам Шамиль никогда не призывал к «священной войне» с православной Россией, не объявлял ей газават, джихад. Он боролся с местными феодалами за установление шариата, в основе которого лежали религиозные, но демократические принципы построения народовластия, свободы, равенства, конфессиональной толерантности, мюридизма. В результате своей борьбы, Имам Шамиль впервые в истории Кавказа и России объединил народы Чечни и Дагестана в социально справедливое демократическое государство Имамат, созданное на миропонимании, философии Ислама, демократических законах и гуманизме Священного Корана.

3. Возглавляя Имамат и заключив договор о мире с императором России Александром Вторым, Имам Шамиль от лица всех горцев осознанно отказался от права когда-либо воевать с Россией. Героическая борьба горцев за свободу завершилась умиротворением Кавказа, торжеством взаимного уважения России и горцев, совместным цивилизационным развитием и взаимообогащением культур.

4. Заключение мира и воссоединение Северного Кавказа с Россией, которое осуществил Имам Шамиль, было осознанным и достойным решением, принятым на почетных и взаимно уважительных условиях.

Условия мира, выдвинутые Имамом Шамилем, являлись и целями его борьбы:

  • свобода исповедания Ислама (не препятствовать Исламу в Дагестане; принудительно не навязывать Христианство);
  • свобода от воинской повинности (не призывать горцев служить в царской армии);
  • сохранение джамаатского самоуправления;
  • сохранение военно-народного управления, наибств;
  • сохранение шариатского права;
  • сохранение статуса горцев-узденей (оставить за горцами все их личные и коллективные, общинные права, включая и право на ношение оружия);
  • сохранение мира среди горцев (не стравливать народы между собой).

Эти условия были приняты наместником князем Барятинским, утверждены и полностью выполнены императором Александром II, соблюдались его преемниками.

5. Ради сохранения мира на Кавказе, ради Веры и своего народа Имам Шамиль принял условие о своем удалении с Кавказа и постоянном пребывании в другой части России, и с честью выполнил это условие. Но с того момента, как Шамиль согласился заключить мир, ему до конца жизни как главе государства и духовному вождю горцев Кавказа оказывались высшие почести на уровне коронованных особ, незыблемый статус Имама Шамиля никогда и никем не ограничивался, не ставился под сомнение.

6. Российский император Александр Второй открыто называл Имама Шамиля своим другом и всегда принимал его как равного главу государства. После заключения соглашения об окончании войны на Северо-Восточном Кавказе и умиротворении Чечни и Дагестана, Имам Шамиль встречался с императором при своем оружии, в сопровождении вооруженных сыновей, совместно с ним принимал устроенный парад войск. На протяжении всей жизни, Шамиль принимал деятельное участие в государственных делах Российской империи, выполнял дипломатические миссии.

7. Всевышний вознаградил Имама Шамиля высшей почестью для правоверного мусульманина – упокоиться рядом с могилой Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Роль Шамиля признана всем исламским миром. «Шейх Шамиль!» – так приветствуют дагестанцев и чеченцев, совершающих хадж в священную Мекку. Имя Имама Шамиля свято для всех мусульман.

8. После воссоединения Кавказа с Россией, лучшие кавказские воины уже более чем 160 лет в первых рядах геройски защищают единое Отечество, а представители Кавказа занимают достойное место во всех сферах жизни Российского государства.

9. Сегодня политические манипуляторы и фальсификаторы истории пытаются использовать имя Имама Шамиля в попытках насаждения братоубийственной вражды и ненависти между русским и кавказскими народами, пытаясь провоцировать кавказскую молодежь на предательство и измену. Это – асебия, осквернение самого дорогого и глубоко чтимого на Кавказе – уважения к памяти предков, из которых десятки тысяч погибли, сражаясь за праведного Имама Шамиля, за веру и свободу. Но у этих врагов нет ни одного шанса на успех против более чем 160-летнего единства Кавказа и России. Всевышний накажет их за кощунство, а все народы Кавказа еще призовут их к ответу.

10. Заявляемые за рубежом попытки создавать направленные против России вооруженные банды, называемые «батальонами имени Шамиля» – это осквернение памяти наших героических предков невежеством и злобой, за которое будет стыдно каждому родственнику допустивших его людей. Никогда настоящий горец не опозорит свою семью призывами воевать против своего же народа и страны, обесчестить себя предательством и отказом от закрепленных столетиями братских связей.

11. Как выдающийся мыслитель и духовный лидер своего времени, Имам Шамиль высоко ценил модель семьи религий и народов, лежащую в основе российского общества, и много сделал для полноценной интеграции в него народов Кавказа. Он всегда проповедовал идеи объединения ради мира на нашей древней Кавказской земле, и мы должны свято чтить его наследие.

12. Призываем все народы Кавказа, а также кавказские диаспоры за рубежом, объединить усилия в сохранении важных для нас ценностей, памяти о нашей истории, священного наследия ее великих деятелей и героев. Наш долг как старших помочь молодежи понимать и ценить свое прошлое, не допускать ошибок, а тем, кто ошибся – помочь исправить их заблуждения и вернуться к здравому смыслу, служению своему народу и Отечеству.

Вместе мы навсегда отучим западных провокаторов лезть их грязными руками в сложившиеся веками традиции Кавказа, пытаться сделать из наших детей и внуков предателей и отщепенцев, пачкать имена наших предков и ссорить нас с близкими!

Share This Post

Customer Reviews

5
0%
4
0%
3
0%
2
0%
1
0%
0
0%

    Leave a Reply

    Thanks for submitting your comment!